По малому бизнесу Тверской области нанесли удар из Нью-Йорка

По малому бизнесу Тверской области нанесли удар из Нью-Йорка
23 Января 2019

Недавно вся страна обсуждала кошмарный криминальный сюжет: молодая женщина-водитель, пользуясь сервисом "Blablacar", взяла попутчика, а он оказался матерым рецидивистом – женщину убил, спрятал тело в кусты, угнал машину, украл телефон и наличку. Так жизнь в очередной раз доказала: создать профиль на сервисах – диспетчерских, где водители и пассажиры сами ищут и находят друг друга, может кто угодно. Никаких гарантий безопасности в таких сервисах не существует, а рассказы о многоступенчатых аутентификациях и проверках – не что иное, как маркетинговый ход. Именно этим интернет-диспетчерские, маскирующиеся под сервисы поиска попутчиков и волонтерские проекты, и отличаются от такси!

Тут читатель может резонно заметить, что пример с "Blablacar" не совсем удачен: ведь смысл этого всемирно известного сервиса в том, что водитель едет из одного населенного пункта в другой и ищет попутчика, чтобы компенсировать расходы на бензин, а для попутчика такой вид путешествий выгоднее, чем самолет, поезд и автобус. Сервис уместнее сравнивать с автостопом, а не с такси. Так ведь именно поэтому он не запрещен ни у нас, ни в других странах мира, и ни у кого к нему пока что не возникает серьезных вопросов, несмотря на криминальные происшествия.

Но совсем другое дело – сервисы, ориентированные на поиск водителей и «попутчиков» в границах отдельно взятого населенного пункта. Что это, если не замаскированное под лайфхак подпольное такси? Почему подпольное? Да потому что, в отличие от обычных служб такси, эти сервисы работают без лицензий, не соблюдают требования федерального закона, не выдают никаких чеков, не платят никаких налогов и вообще ни за что не отвечают! Думаете, вести подпольный бизнес у всех на виду можно было только в девяностые, и «черные» такси давно канули в Лету? Увы, это не так: более того – одно из таких такси сейчас пытается активно зайти на рынок перевозок в Тверской области и уже отметилось в ряде громких скандалов! Но – обо всем по порядку.

Этапом из Дубны

На страницах нашей газеты довольно часто мелькают новости из славного города Кимры, расположенного на границе Тверской и Московской областей. Но, рассказывая о превратностях местной политики, мы каждый раз делаем оговорку: Кимры славятся развитым малым и средним бизнесом, здесь сильные службы такси, и кимрские таксисты в свое время чуть ли не первыми в области начали работать по закону – с лицензиями, медосмотрами, бланками строгой отчетности, шашечками, едиными цветовыми схемами и белой бухгалтерией. Неудивительно, что криминальные новости из сферы пассажирских перевозок на нашей памяти приходили откуда угодно, но только не из Кимр! Не доводилось нам слышать серьезных жалоб от кимряков и на ценники, а также на качество перевозок. Более того: в Кимрах никогда не было широко развито даже такое обычное для иных городов и весей явление, как бомбилы!

…Одним словом, жизнь в городе шла своим чередом, как вдруг несколько месяцев назад по Кимрам прокатился слух об удивительной новинке: интернет-такси по низким ценам, которое начало работу в городе и набирает водителей. Новинка с красивым иностранным названием «InDriver» работает следующим образом: человеку предлагается скачать одноименное мобильное приложение и зарегистрироваться в системе. После этого, когда ему нужно куда-то поехать, он оставляет запрос с конечным адресом, пишет сумму, которую готов заплатить за поездку, а зарегистрированный в системе водитель, которого устраивает цена вопроса, откликается на объявление и везет пассажира.

"Наша компания родом из Томска, все началось со стихийного добровольческого движения, с порыва души водителей, которые начали на общественных началах помогать прохожим в пику обнаглевшим таксистам", - рассказывают душещипательную историю представители "InDriver" в справках о сервисе.

Звучит красиво, и действительно, поездка с интернет-сервисом обходится пассажиру на 10-20 рублей дешевле. Вот только какое отношение все это имеет к благотворительности, волонтерству и добрым делам? Почему сервис скромно именуется информационной площадкой? Ведь заказ водителя по обозначенной цене – не что иное, как самое обычное такси, работающее вне правового поля и не платящее налоги!

По слухам, сервис "InDriver" до появления в Кимрах пытался набрать водителей в подмосковной Дубне, но там стражи порядка очень быстро поняли, какой мощный бизнес кроется под вывеской «информационной площадки», и указали службе на дверь. Не поэтому ли сервис и забрел в наши Кимры, которые находятся в нескольких километрах от Дубны?

Эх, прокачу!

Поначалу новый сервис стал в Кимрах сенсацией. Народ стал массово скачивать на мобильники удобное приложение и искать водителей по собственным расценкам. Не было отбоя и от «водителей»: мы неслучайно берем это слово в кавычки – ведь таксовать в "InDriver" массово пошли и безработные, и мигранты, и студенты, только-только получившие права.

Недаром говорят: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Вскоре по Кимрам покатились страшные слухи о водителях-лихачах, не знающих ПДД, о таксистах, не владеющих русским языком, и случаях изнасилования…

Не беремся судить, насколько верны эти слухи. Зато доподлинно знаем историю, приключившуюся с одной кимрячкой, вызвавшей машину при помощи сервиса "InDriver". К удивлению дамы, по вызову прибыл автомобиль с цветовыми схемами «Яндекс.Такси», а водитель вел себя, мягко говоря, странно – всю дорогу улыбался, отвечал невпопад. Вопросы возникли не только у пассажирки, но и у тормознувшего машину патруля ДПС. В итоге выяснилось: человек сел за руль, основательно покурив – увы, не сигареты. Позже всплыли и другие, не менее интересные детали: «таксист» оказался с интересным прошлым, и в этом прошлом были в том числе неоплаченные штрафы. Страшно представить, чем могла закончиться для пассажирки поездка с водителем под кайфом, если бы по счастливому стечению обстоятельств «такси» не тормознули люди в погонах!

И ладно бы, если речь шла о единичном случае! Но ведь, по рассказам кимряков, по вызову в сервисе «InDriver» к пассажирам приезжают выходцы из бывших советских республик, о которых доподлинно известно – они получили временный вид на жительство и разрешение работать на стройке, но никак не в такси, являющимся, на минуточку, лицензируемым видом деятельности!

Что же получается: пока государство, заботясь о безопасности и комфорте граждан, усиленно закручивает гайки на рынке коммерческих пассажирских перевозок, и работающие в правовом поле службы такси сбиваются с ног, выполняя растущие требования, рынок захватывают непонятные структуры, которым нет никакого дела до федерального законодательства о такси?

- Но ведь у них дешевле. А раз есть эконом-предложение, будет и спрос. Кто мешает легальным службам такси снизить расценки? - могут заметить читатели.

Но давайте не будем сравнивать бизнес, который работает по закону и по правилам, с подпольной коммерческой структурой, не несущей никакого финансового бремени. Вы представляете, что это такое – подбирать кадры, организовывать проведение медосмотров, платить белую зарплату, вести бухгалтерию, выбивать чеки, получать лицензию и отвечать головой за каждого водителя? Представляете, в какую сумму выливается ежемесячно содержание легальной, работающей по закону службы такси? Да, интернет-сервисы всегда чуть дешевле такси: ведь их владельцы не вкладывают в процесс ни копейки, тупо собирая комиссионные с поездок. Но нужно осознавать: платя меньше, человек рискует жизнью, и если, не дай Бог, поездка закончится криминальным происшествием или ДТП, спрашивать пассажиру будет не с кого – только с себя.

Из Нью-Йорка с любовью

В отдельно взятом городе Тверской области работает подпольное такси без лицензий, налогов, документации, утвержденных расценок, цветографических схем и шашечек. Казалось бы, вот где должны возбудиться абсолютно все органы, начиная от антимонопольной службы и заканчивая областным Минтрансом, транспортной прокуратурой и ГИБДД!

Более того: наши попытки найти официальных представителей "InDriver" в Тверской области закончились ничем – оказалось, что штаб-квартира этой компании находится в… Нью-Йорке в Рокфеллер-центре. Осознают ли пользователи интернет-сервиса, что, в случае чего, искать концы, отправлять претензии и выбивать компенсации им придется по нью-йоркскому адресу? А это, как в рассказе Чехова, – жаловаться на деревню дедушке. Если учесть сложные отношения между нашей страной и США, лично у нас возникает не просто экономический или правовой, но и такой щекотливый вопрос: а разве транспортные перевозки не являются стратегически важной сферой? Разве безопасность в этой сфере не является еще и частью национальной безопасности? И почему в таком случае в Кимрах расцвела контора с американской пропиской, которая живет вне правового поля и не руководствуется в своей деятельности российскими законами?

Именно этими вопросами, подозреваем, задались несколько лет назад в соседнем Казахстане, где тоже активничал и вел бурную деятельность сервис «InDriver», а в итоге дело закончилось полным запретом службы на территории страны. Не стоит ли нашим правоохранителям изучить опыт коллег, а заодно понять, что послужило главной причиной запрета?

Но вернемся к кимрским делам и повторимся: удивляет молчание чиновников и стражей порядка. Странные вещи происходят и на информационном поле. Казалось бы, кому, как не журналистам, ратовать за закон, порядок, прозрачность и безопасность? Но пока что, как ни странно, мы наблюдаем обратное: на отдельных площадках вдруг резко озаботились проблемами заокеанской интернет-службы, обвинив кимрских предпринимателей в агрессии, бестактности и чуть ли не зависти по отношению к интернет-монополии.

Между тем до нашей редакции из Кимр доходит совсем другая информация: да, были разговоры с водителями, работающими в сервисе «InDriver». Да, их просили вести деятельность по законам и правилам: оформить лицензию, встать на учет в налоговой. Да, беседы велись без чая и конфет, но никаких угроз, а тем более мордобоев не было. Неслучайно «страшилки» не ушли дальше фейковых интернет-аккаунтов, а в отделение полиции, несмотря на грозные посты интернет-фейков, так и не поступило ни одного заявления от «обиженных» анонимных водителей "InDriver". Может, просто потому, что жаловаться-то не на что, и мы наблюдаем классический сюжет: медиадавление коммерческой структуры, которая дорвалась до денег населения?

Мы обещаем читателям найти ответы на эти вопросы. А пока что спешим обратиться к представителям Министерства транспорта Тверской области, УГИБДД Тверской области и транспортной областной прокуратуры с простой просьбой: обратите внимание на происходящее в сфере пассажирских перевозок в городе Кимры. Ведь речь в данном случае идет не просто о коммерции: о жизни и здоровье граждан!

Источник

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Во вторник, 22 января, на сайте «МК в Твери» вышел материал о странной ситуации в сфере пассажирских перевозок, сложившейся в последнее время в Кимрах. Напомним, речь шла об интернет-сервисе InDriver со штаб-квартирой в Нью-Йорке, который по факту работает как такси, но при этом усиленно притворяется некоей информационной площадкой и делает вид, что российское законодательство о такси его не касается.

В точном соответствии с крылатым латинским выражением «Юпитер, ты сердишься – значит, ты не прав!» реакция была незамедлительной. Не успели мы разместить статью, как раздался звонок, и некий молодой человек, представившись представителем «InDriver», хамским тоном потребовал «снять публикацию». Ответов на вопросы, заданные в публикации, мы в итоге так и не услышали. Не потому ли, что ответить заморской компании, живущей, судя по открытым интернет-данным, в США и в кипрских оффшорах, попросту нечего? Вместо этого по соцсетям пространстве загуляли некие «опровержения» и посыпались комментарии фейков. Ничего другого, скажем прямо, и не ожидали!

Внимательно изучив суть претензий сервиса InDriver, сообщаем: в настоящее время «МК в Твери» готовит продолжение публикации. Мы обязательно изучим оффшорные тайны InDriver, разберемся, куда идут деньги и налоги от деятельности сервиса в Кимрах, что за водители работают под «крылом» данного сервиса, и как все это соотносится с действующим российским законодательством! Обещаем: будет интересно – и не только на словах, ведь, кроме фактов, в распоряжении нашей редакции имеются также любопытные фото- и видеоматериалы.

Источник


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru