(цифровые расчёты приведены на дату публикации - 31.05.2019)
При формировании тарифов для корпоративных заказчиков необходимо учесть следующие аспекты:
1. Себестоимость перевозок;
2. Исключение манипулирования и злоупотреблений со стороны исполнителя и сотрудников заказчика. Быть прозрачным и легко контролируемым;
3. Поощрять применение логистики перевозок.
1. Себестоимость перевозок. Так как предполагается эпизодическое использование транспорта в режиме "по требованию" должен применяться упрощенный вариант расчета себестоимости, который учитывает главные составляющие затрат (связанные непосредственно с поездкой) примерно 75%, а остальные (управленческие, налоговые и т.п общие затраты) учитываются внутри плановой доходности 25%. Затраты на перевозку можно разделить на две части.
- затраты, связанные со временем (оплата труда, периодические платежи, удешевление ТС и т.п.)
- затраты, связанные с пробегом (топливо, ГСМ, плановые ТО и ТР, резина и т.п)
Расчет временных затрат на оплату труда водителя приведен в Приложении №1;
Общий расчет себестоимости 1 минуты в Приложении №2;
Расчет затрат на 1 км пробега в Приложении №3.
Таким образом, мы видим, что:
- себестоимость 1 минуты составляет примерно - 8 рублей;
- себестоимость 1 км пробега примерно - 8 рублей
Добавив плановую доходность 25%, получаем 1 минута - 10 рублей и 1 км пробега - 10 рублей.
Особенности работы в пределах региона. Обеспечить наличие автомобилей в пределах всего региона не представляется возможным в силу объективных и экономических причин. Следовательно, нужно в некоторых случаях учесть затраты исполнителя на подачу и возврат автомобиля из/в точки постоянной дислокации. Для этого предлагается оговорить населенные пункты постоянной дислокации (подача/возврат), по которым это не учитывается (считаем, что в данном случае автомобиль работает в режиме такси). А для остальных маршрутов при заказе делается расчет расстояния подачи и возврата для всех оговоренных точек дислокации и выбирается точка дислокации для которой суммарное расстояние подачи и возврата наименьшее.
Для подачи и возврата время рассчитывается исходя из оговоренной средней скорости (например, 60 км/ч). Так как в населенных пунктах постоянной дислокации затраты на подачу и возврат не учитываются, необходимо установить минимальную стоимость заказа.
2. Исключение манипулирования и злоупотреблений со стороны исполнителя и сотрудников заказчика. Все данные должны быть прозрачными и легко контролируемыми
Манипулирования и злоупотребления бывают нескольких видов:
- исправление данных в отчетах перевозчиком (приписки);
- в процессе выполнения заказа водителем (отклонение от маршрутов, затягивание времени);
Для предотвращения манипуляций необходимо:
1. Вести полное протоколирование процесса размещения и исполнения заказа (переписка, телефонные переговоры);
2. Обеспечить хранение протоколов и доступ к ним ответственных сотрудников заказчика.
3. Сбор, хранение и доступ к информации с трекеров автомобилей;
4. Создать онлайн процессы фиксации стадий исполнения заказов;.
5. Создать аналитические отчеты с использованием технологий машинного обучения.
3. Поощрять применение логистики перевозок
Использование логистики при планировании перевозок может существенно (от 20 до 30%) уменьшить затраты на транспортные услуги. Но необходимо учитывать, что для перевозчика – это, по сути, является снижением выручки.
Тут возможно два подхода:
- услуга по сбору заявок и планированию перевозок выносится за рамки договора на перевозки, делается самим заказчиком или нанимается сторонняя организация.
- логистикой занимается перевозчик.
И в том и в другом случае примененные логистические решения отмечаются в отчете и исполнителю выплачивается вознаграждение в виде процента от сэкономленных средств.
В соответствии с 94 статьей ТК РФ время работы на протяжении недели не может быть более 40 часов. Если посмотрим производственный календарь за 2018 год, получим 1970 рабочих часов в год. Делим их на 12 месяцев, получаем среднемесячное количество рабочих часов – 164,17.
Учитываем, что не менее 1 часа за каждую 8-ми часовую смену уходит на приём-сдачу автомобиля, прохождение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, ещё 1 час на перерывы, которые необходимо делать при непрерывном вождении.
Таким образом, работать и приносить прибыль водитель может три четверти (75%) рабочего времени.
Определяем базовые понятия:
Пусть X – чистая сумма, которую водитель получает на руки в месяц;
Оз – общие затраты на оплату труда;
ФОТ – фонд оплаты труда.
Определим, как ФОТ связан с Х:
Х = ФОТ – ФОТ*13% (подоходный налог)
ФОТ = Х/0,87
Налоги с ФОТ для водителя:
22% - в ПФР;
5,1% - в ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);
2,9% - в ФСС (Фонд социального страхования Российской Федерации);
0,9% - в ФСС НС (Фонд социального страхования Российской Федерации от несчастных случаев на производстве);
Итого 30,9%
Следовательно, к значению ФОТ необходимо прибавить расходы на отчисления
Оз = 1,5045*Х + 1,5045*Х/11 = 1,641*Х
В итоге получаем окончательную формулу почасовых затрат на оплату труда (Чз):
Чз = Оз/(164,17*0,75) = 1,641*Х/123,1275 = Х/75,03
Затраты на оплату труда водителя в каждом часе равны одной семьдесят пятой от суммы, получаемой водителем на руки в месяц.
Например, при зарплате 34000 руб. (средняя по региону), величина зарплатной составляющей тарифа в час равна 34000/75 = 453,33 руб., а за 1 мин. - 453,33/60 = 7,56.
Расчёт статьи "Затраты на 1 км пробега" производится по формуле:
Зкм = Зт + Зто+За+Зш
где Зт - затраты на топливо, руб. /км;
Зто - затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт, руб. /км;
За - затраты на амортизацию, руб./км;
Зш- затраты на ремонт и восстановление шин, руб./ км;
Расчёт статьи "Затраты на топливо" производится по формуле:
Зт = Цл*Р/100 км = 42 руб./л*10 л/100 км = 4.2 руб./км пробега
Расчёт статьи "Затраты на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт" производится по формуле:
Зто = (Цто1+ Цто2 + Цто3 + Цто4)/ 4/15000 км =
(6000 + 10000 + 6000 + 15000)/4/15000 = 0.62 руб./км пробега.
Расчёт статьи "Затраты на амортизацию" производится по формуле:
За = Цавто/Пробег за срок службы
За = 700000 руб./350000 км = 2 руб./ км пробега
Расчет статьи "Затраты на восстановление и ремонт шин" производится по формуле:
Зш = Цш*Кол.ш/Ам пробег ш*Крем=
=3000 руб.*4 шт./30000 км*1.2 = 0.50 руб./км пробега
Итого Зкм = 4.2 + 0.62 + 2 + 0.5 = 7,32 руб./км пробега |